3-4 цитаты из горе от ума грибоедова, по каждой теме для фамусова и чацкого. 1)воспитание 2)образова

  • Автор темы Автор темы Prodigy
  • Дата начала Дата начала

Prodigy

Active member
Регистрация
22 Сен 2024
Как подойти к решению этой задачи 6 класса: - 3-4 цитаты из горе от ума грибоедова, по каждой теме для фамусова и чацкого. 1)воспитание 2)образование(книги) 3)понимание ума 4)отношение к крепостному праву 5)отношение к службе, чинам 6)патриотизм 7)отношение к иностранцам
 
Фамусов.
1) Воспитание:
"А ты, сударыня, чуть из постели прыг,

С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!

Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!"
"Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин...

Монашеским известен поведеньем!.."
2) Образование (книги):
"Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-та не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится."
"Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений."
"Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы, да сжечь."
3) Понимание ума:
"Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти — так был бы деловой,

Жаль, очень жаль, он малый с головой;

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом..."
4) Отношение к крепостному праву:
" Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю.

Ты, Филька, ты прямой чурбан,

В швейцары произвел ленивую тетерю,

Не знает ни про что, не чует ничего.

Где был? куда ты вышел?

Сеней не запер для чего?

И как не досмотрел? и как ты не дослышал?

В работу вас, на поселенье вас:

За грош продать меня готовы.

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;

Вот он. Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в и́збу, марш, за птицами ходить"
5) Отношение к службе, чинам:
"Я, Софья Павловна, расстроен сам, день целый

Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.

По должности, по службе хлопотня,

Тот пристает, другой, всем дело до меня!"
"Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери."
"А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб"
"А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой."
6) Патриотизм:
"К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица как Москва."
7) Отношение к иностранцам:
"Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;

Дверь отперта для званных и незванных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед."
Чацкий.
1) Воспитание:
"Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Не то, чтобы в науке далеки;

В России, под великим штрафом,

Нам каждого признать велят

Историком и геогра́фом!"
2) Образование (книги):
"Я глупостей не чтец,

А пуще образцовых."
3) Понимание ума:
"И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший"
"Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!"
"А чем не муж? Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?"
4) Отношение к крепостному праву:
"Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!"
"Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы по одиночке!!"
5) Отношение к службе, чинам:
"А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных."
"И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!"
"Чины людьми даются;

А люди могут обмануться."
6) Патриотизм:
"Когда ж пространствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!"
7) Отношение к иностранцам:
"А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю как его зовут,

Куда ни сунься: тут, как тут."
"Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев;

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев."
 
Назад
Сверху Снизу